Простые правила сильного текста – Максим Ильяхов
Пишу с ошибками, но хочу научиться писать хорошо. Поэтому использую MS Word и знакомлюсь с информационным стилем. Информационный стиль – это приёмы редактирования, которые помогают очистить текст от мусора, наполнить его полезной информацией и сделать читаемым.
Главред
В этом нелёгком деле мне помогает сервис для улучшения текста – Главред, созданный Анатолием Буровым (автор технологической платформы) и Максимом Ильяховым (составитель правил). Он помогает находить в тексте стоп-слова, без которых текст становится понятным, коротким и информативным.
Стоп-слова
Стоп-слова – единицы языка, используемые нами не по назначению и служащие балластом в тексте. Это слова, которые ничего не значат, или используются неправильно, или их всегда предсказуемо можно превратить в более лёгкую языковую конструкцию. Эти стоп слова не всегда должны быть исключены из текста. Просто эти слова заставляют Вас задуматься, что что-то в этом тексте, в данный момент, неправильно.
Группы стоп-слов
Группа 1: страдательный (пассивный) залог – показывает «претерпевание» объектом какого-либо действия. Проблема в том, что он лишает предложение силы, забирая у него самый мощный глагол – сказуемое.
Сказуемое – главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?» и т.п.
Подлежащее – главный член предложения, грамматически независимый; обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос «кто?», «что?».
Пример:
Товар будет доставлен в течение двух рабочих дней. Доставка осуществляется курьером.
Товар здесь не осуществляет действие, здесь курьер работает. Поэтому мы его поставим в подлежащем, и сразу появится динамика и действие:
Курьер привезёт товар в течение двух рабочих дней.
Группа 2: определения – подразделяются на несколько подгрупп:
Усилители – делают наше сообщения более мощным. Например: абсолютный, безусловный, очень, весьма, сильно, крайне, действительно, по настоящему и т.д. Проблема в том, что они означают конкретные вещи. Готовы ли вы ответить за эти слова? Если да – используйте, если нет – многие люди подумают, что вы лжете.
Размытые понятия – например: «один из лидером», «в десятке лидеров», «весьма выгодный», «достаточно высокого качества», «по вполне приемлемой» и т.д. Проблема в том, что они подчёркиваю «не уверенность».
Качественные прилагательные – обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?». Проблема в том, что качественные прилагательные бывают разные. С некоторыми из них нельзя поспорить: красный, холодный, мокрый, чистый, солёный, жёсткий и т.д., а другие выглядят спорными: дорогой, выгодный, высокий, далёкий, качественный сильный и т.д. Спорные прилагательные ни о чём не говорят, их надо убрать и заменить фактами и цифрами.
Группа 3: Паразиты времени. Когда вы пишите текст, чаще всего, вы привязываете его к тому или иному времени. С прошлым и будущим всё ясно, а что делать с настоящим временем? «В настоящее время», «сегодня», «в наши дни», «в современном мире», «сейчас» – это всё паразиты времени.
Пример:
Сегодня мы наблюдаем беспрецедентный рост спроса на услуги по созданию сайтов.
Паразиты времени очень легко определяются. Они часто стоят в начале предложения, и мы ничего не теряем, когда их убираем:
Мы наблюдаем беспрецедентный рост проса на услуги по созданию сайтов.
Здесь стоит ещё расшифровать слово «беспрецедентный», подсокращать… или переформулировать предложение человеческим языком:
Всем нужны сайты.
Исключением являются ситуации, когда мы постоянно говорим о прошлом или будущем, а потом, в какой-то момент, возвращаемся к сегодняшнему дню.
Группа 4. Модальность – семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказыванию, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности.
Модальные глаголы: может, стоит, должен, нужен, обязан, следует, необходимо, требуется и т.д. – если их взять отдельно от другого глагола, не несут смысла.
Пример:
Вы можете отправить заявку на получение кредита, воспользовавшись формой внизу страницы.
Уберём модальный глагол «можете» и сделаем это предложение призывом, а в конечном итоге вполне достаточно и заголовка:
Заявка на кредит.
Группа 5: фразы с отглагольными существительными (образованными непосредственно от глагола). Например, есть предложения, где имеются глаголы: осуществлять, производить, заниматься и т.д. – и отглагольные существительные: деятельность, ремонт, реализация, обсуждение и т.д. С точки зрения воздействия они всегда очень слабые. Когда же эти отглагольные существительные превращаются в глаголы, фразы становятся более мощными и сильными.
Пы.Сы. Статья является выжимкой из видео «Простые правила сильного текста» и опубликована с разрешения автора – Максима Ильяхова [источник]. А вот и само видео:
Короткая ссылка: http://goo.gl/wvODKC
Всё правильно и сервис ребята хороший сделали, но есть одна маленькая проблема. Ильяхов не учитывает тот факт, что люди уже привыкли читать именно такой вот… разбавленный водой текст. Когда их бомбишь железобетонными фактами, они просто проходят мимо. Людям нужны не факты, людям нужны услуги, товары и т.д., а факты жизнь диктует.
2Сергей Назаров В чём-то ты прав, хотя и хочется верить во что-то прекрасное. С другой стороны, умение подход Ильяхова это тоже, в какой-то степени манипуляция, которая может дать более ощутимый результат чем «вода». По сути, на этой фишке, как я понимаю, он и строит свой бизнес. Бизнесу как-то без разницы как оно всё будет выглядеть, главное конверсия! И вот здесь у Максима все козыри… и не только в рукавах :D
Перехожу по ссылке, а там написано, что Главред умер. Что бы это значило?
2Олеся Царёва это вы про 500-ю ошибку?
[img]https://lh3.googleusercontent.com/-IFsMf8A89QU/VZvGlUqL3XI/AAAAAAAA8o4/6YJg-i6o-Sk/w629-h435-no/07-07-2015%2B16-30-17.png[/img]
Да, нагрузки на сервер очень велики. Система работает не самым оптимальным образом. Да ещё и API недавно открыли. Увы и ах. Я сам пытаюсь использовать его аккуратно. Предложил ребятам задуматься о том, чтобы выложить правила в открытый доступ и/или создать софт.
Потрясающий сервис!!! Но нужно время, чтобы к нему приспособиться. Протестирую на себе обязательно. Первый результат не впечатлил, конечно. Посмотрю, что можно сделать для лучшего результата. Спасибо!
2Елена Согласен, к сервису надо приспособиться. Правило работают грубо и не могут учесть всех особенностей текста. Проверка осуществляется налету и сервер часто выдаёт 500 ошибку. Лично я рассматриваю его сообщения как рекомендации и пытаюсь править текст отдельно. После правки всех ошибок снова проверяю. Так получается меньше запросов к серверу. В целом оценка в районе 8 балов, для меня нормально ;)
Хорошая статья! По поводу написания текстов. Мне кажется, что эти советы больше нужны "технарям", чем филологам. У филологов эти знания на подсознательном уровне :)
Но я тоже "технарь", поэтому в своё время мне очень помогла книга Уильяма Зинсера "Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов".
(её описание на ЛайвЛиб - http://www.livelib.ru/book/1000661484 ).